Налоговый кодекс текст в редакции с января года

Налоговый кодекс России 2021

Налоговый кодекс текст в редакции с  января  года

Добро пожаловать на сайт «Налоговый Кодекс Российской Федерации», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Налоговый кодекс создан для обеспечения финансовой поддержки государства, бюджет которого напрямую зависит от эффективности налоговой системы.

Этот юридический документ выполняет функцию связующего звена между государством и его гражданами, как в прямом, так и в переносном смысле. Он содержит информацию о том, кто, когда, сколько, как и кому должен платить.

Законодательство в сфере налогообложения

Данный норматив является основой законодательной системы, в которую входят также:

  • других нормативы федерального уровня, определяющие наказание за правонарушения и преступления в данной сфере;
  • приказы, разъяснения, методики, издаваемые налоговой службой страны;
  • иные нормативы, принимаемые региональными органами власти.

Таким образом, налоговая система России состоит из нормативов различного иерархического уровня и органов управления процессом взимания налогов с физических и юридических лиц.

Налоговый кодекс России в первой части устанавливает принципы построения системы налогообложения в России. Они действуют с 01. 01. 1999 года и состоят из:

  • порядка и оснований взимания налоговых платежей и других обязательных сборов;
  • прав и обязанностей тех, кто должен платить налоги;
  • видов платежей;
  • механизмов проведения контроля;
  • ответственности за совершение правонарушений и преступлений в данной сфере;
  • порядка обжалования постановлений, вынесенных должностными лицами.

Понятие налогоплательщиков или налоговых агентов разъясняется в ст. 19 НК. Лицами, обязанными осуществлять перечисления налоговых платежей, могут быть;

  • граждане РФ;
  • подданные других стран, если они являются налоговыми агентами России;
  • физ – и юрлица;
  • иностранные структуры без образования юрлица.

Кодексом констатируется наличие в РФ трёх видов налоговых платежей – федерального, регионального и местного (ст. 12). На федеральном уровне взимаются налоги на добавленную стоимость, доходы физлиц, прибыль юрлиц, пользование природными ресурсами. К этой же категории относятся и пошлины с акцизами, которые так же выполняют налоговую функцию (ст. 13).

Бюджет регионов пополняется от налогов на имущество юрлиц, от игорных и транспортных платежей (ст. 14 НК). Наконец, налог местные налоги слагаются из торговых сборов, а так же платежей от недвижимости физлиц (ст. 15).

Часть вторая

Её особенность проявляется в том, что здесь рассматриваются вопросы обложения налогами в рамках взимания всех перечисленных выше видов налогов, а так же страховых сборов. Отдельно описываются специальные налоговые режимы. К ним относятся:

Каждый режим разработан с учётом специфики плательщиков, объекта обложения платежами, периода, базы, ставки, порядка выявления поступлений и расходов. Все эти явления и понятия выполняют функцию основы для определения размеров налога и порядка его оплаты.

Особое положение сельскохозяйственного производства связано со спецификой деятельности в этой области, а так же с необходимостью поддержания данного производства с помощью особой системы обложения налогами. Производитель в этом случае может выбирать обычную универсальную систему или особую форму единого сельхозналога. При этом сельхозпроизводители освобождаются от необходимости платить налоги на:

  • имущество юрлица;
  • прибыль;
  • добавленную стоимость.

Отдельно существуют льготы у людей и организаций, занимающихся сельским хозяйством.

Переходить на упрощённую систему уплаты налогов могут только те организации, у которых за последние 9 месяцев доход не превысил сумму 112,5 миллиона рублей. Порядок такого перехода является уведомительным.

Патентная система создана для того, чтобы упростить жизнь малому бизнесу, занятому преимущественно в сфере услуг. Она распространяется только на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в чётко определённой сфере (ст. 346.43 НК РФ). Список видов такой деятельности носит исчерпывающий характер и содержит 63 пункта.

Для перехода на патентную систему ИП должен заниматься:

  • ремонтными работами компьютерной техники, ювелирных изделий, мебели, одежды, жилья;
  • химчисткой и покраской;
  • парикмахерскими и косметическими работами;
  • фотоделом;
  • автотранспортными услугами;
  • репетиторством, уходом за больными;
  • ветеринарией;
  • медицинской и фармацевтической деятельностью;
  • переработкой сельхозпродукции;
  • мелкими художественными промыслами;
  • перевозкой пассажиров;
  • детективной деятельность.

Название такой системы связано с необходимостью приобретения патента на определённый вид деятельности. Срок его действия не более года. Приобретая патент, предприниматель вносит фиксированный платёж, ведёт нужную документацию, но не оплачивает всей совокупности налогов, предусмотренных, например, для крупных организаций.

Таким образом, НК РФ позволяет некоторым плательщикам реализовывать право выбора наиболее удобной для них системы формирования платежей. Однако эта гибкая система ориентирована преимущественно на мелкий и средний бизнес. У больших организаций такого простора для манёвра нет.

Налоговый кодекс – это один из немногих нормативов России, который напрямую не защищает конституционные права граждан, а требует только выполнять обязанности.

Однако опосредованно все граждане заинтересованы в уплате налогов, поскольку эти платежи идут на содержание систем государственного управления, силовых структур, МЧС, охраны природы, поддержания малоимущих семей и т.д.

Оглавление НК РФ

Другие кодексы РФ

Источник: http://www.NalKod.ru/

Изменения в часть первую Налогового кодекса: что учесть в 2021 году?

Налоговый кодекс текст в редакции с  января  года

Принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, взимаемых в РФ, подробно рассмотрены в части второй Налогового кодекса. Однако для организаций не менее важной является и часть первая НК РФ. С 1 января 2021 года в часть первую НК РФ будут внесены существенные изменения. И большинство из них важно изучить уже сейчас.

Важно! Именно вторая часть НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Страховые взносы передали налоговой

С нового года принципиально изменится состав законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Теперь оно будет состоять не только из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

С этой даты исчисление и уплата страховых взносов, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отходят для регулирования налоговикам. В связи с чем в НК РФ появилась новая глава 34 «Страховые взносы».

Важно! Законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц. Это будет прямо указано в п. 3 ст. 2 НК РФ.

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов волнуют большинство организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако ответы на них с 1 января 2021 года предстоит искать не только в упомянутой выше гл. 34 НК РФ. В связи с тем, что страховые взносы теперь будут регулироваться НК РФ, была кардинально изменена и часть первая НК РФ.

В ст.

8 НК РФ, разъясняющую такие понятия, как налог и сбор, вводится определение страховых взносов – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В часть первую НК РФ введена гл. 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации», включающая в себя:

1) ст. 18.1, называющую страховые взносы федеральными, обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации;

2) ст. 18.2, определяющую элементы обложения страховыми взносами:

  • объект обложения;
  • базу для исчисления взносов;
  • расчетный период;
  • тариф;
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты.

Взыскание страховых взносов, зачет и возврат переплаты по ним, а также иные вопросы, не установленные гл. 34 НК РФ, теперь будут регулироваться положениями части первой НК РФ. В частности, для плательщиков страховых взносов станут очень важны положения ст. 78 НК РФ и ст. 46 НК РФ.

Пояснения к декларации по НДС – только в электронной форме

До 1 января 2021 года пояснения по электронной декларации по НДС можно было предоставлять и в бумажной, и в электронной форме. Однако с 1 января 2021 года ситуация изменилась.

Согласно подп. «а» п. 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 130-ФЗ от 01.05.

2021 года «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Таким образом, с 1 января 2021 года пояснения по электронной декларации по НДС можно предоставлять исключительно в электронной форме.

Еще больше оснований для штрафа за несвоевременное обращение

С 1 января 2021 года у налоговой инспекции появилось новое основание для штрафа. Согласно п. 13 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 130-ФЗ от 01.05.

2021 года «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» штраф за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) может быть применен и в том случае, если в рамках камеральной проверки налогоплательщик или налоговый агент не представят пояснений по запросу налоговой инспекции (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Размер штрафа составит 5 000 рублей. Инспекция не сможет наложить штраф, если в указанный в запросе срок налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию. Данное изменение законодательства, безусловно, не в пользу налогоплательщика – появилось новое основание для штрафа, и представители налоговых органов наверняка будут этим пользоваться.

Личный кабинет открыли иностранным компаниям

Согласно новой редакции ст. 11.2 НК РФ личным кабинетом налогоплательщика теперь могут пользоваться не только физические лица, но и иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Особенности использования личного кабинета в данной ситуации прописаны в п. 3 ст. 11.2 НК РФ.

Роман Георгиевич Бережнов, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Аскон

[note]Документы по теме[/note]

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Налог на прибыль – 2021: новый год и новые правила

Источник: https://ktovkurse.com/lichnye-finansy/izmeneniya-v-chast-pervuyu-nalogovogo-kodeksa-chto-uchest-v-2021-godu

Изменение первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года

Налоговый кодекс текст в редакции с  января  года

1 января 2021 года вступает в силу первая часть Налогового кодекса РФ.

Законодатели внесли в Кодекс много важных поправок, среди которых: введение понятия «инвестиционный проект» и льгот для его участников, уточнение обязанности по предоставлению финансовой отчетности, изменение порядка зачета единого налогового платежа физлица и порядка подачи декларации по НДФЛ, уточнение обязанностей ПФР и сопоставления финансовых условий сделок. Установлен порядок проведения взаимосогласительной процедуры с другими странами.

Редакцию первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 изменили два новых закона:

Законодатели перенесли предельный срок представления налоговыми агентами расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ, определили льготы для налогоплательщиков — участников специального инвестиционного контракта, уточнили порядок сдачи отчетности и направления документов в ИФНС, а также внесли другие многочисленные поправки в НК РФ.

Инвестиционный проект

В новую редакцию статьи 11 НК РФ внесено понятие «инвестиционного проекта». В соответствии с текстом статьи:

«Инвестиционный проект» — ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

В статье 25.8 НК РФ уточнены общие положения о региональных инвестиционных проектах. В частности, установлено, что:

Единым технологическим процессом для целей настоящего подпункта признается совокупность взаимосвязанных технологических операций, необходимых для производства товаров при реализации регионального инвестиционного проекта с использованием имущества, указанного в абзаце первом пункта 3 статьи 25.8 НК РФ, расходы на которое составляют объем капитальных вложений, осуществленных участником регионального инвестиционного проекта.

В статье 25.9 НК РФ «Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов» утратили силу пункты 2 и 3.

Финансовая отчетность

Новой редакцией статьи 23 НК РФ определено, что в обязанности налогоплательщиков, в том числе, входит:

  • представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с , годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Направить эти документы в ИФНС необходимо в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Кроме того, плательщики страховых взносов должны сообщать в налоговый орган по месту нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц.

В свою очередь теперь Центральный банк РФ обязан представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность ЦБ РФ в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.

Плательщики налогов и страховых взносов

В соответствии с новой редакцией статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налогов и страховых взносов, в том числе, считается исполненной со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Нормами статьи 45.1 НК РФ предусмотрено, что:

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика – физического лица по налогам, указанным в пункте 1 статьи 45.

1 НК РФ, не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления по таким налогам или со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства после направления указанному лицу налогового уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 статьи 45.1 НК РФ.

При этом за счет внесения единого налогового платежа физлица теперь можно исполнить обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 НК РФ;
  • транспортного налога физлиц;
  • земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В соответствии с новой редакцией статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Аналогичные поправки внесены в статью 79 НК РФ «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа».

Налоговая отчетность

По нормам статьи 80 НК РФ в новой редакции:

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по НДФЛ в ИФНС через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема МФЦ.

Обязанности Пенсионного фонда

Новой редакцией статьи 85 НК РФ в обязанности Пенсионного фонда России, в том числе, входит сообщение в Федеральную налоговую службу:

  • о лицах, в отношении которых органами ПФР приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии;
  • о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2021 года;
  • о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Коммерческие сделки

Статья 105.5 НК РФ в новой редакции определяет, что налоговики должны оценивать, в том числе:

  • разработку, совершенствование, поддержание в силе, защиту и использование нематериальных активов, а также контроль за выполнением этих функций.
  • риск потери деловой репутации вследствие утраты товарами качества и иных потребительских свойств по причинам, не зависящим от сторон сделки;
  • риск, связанный с разработкой, совершенствованием, поддержанием в силе, защитой и использованием нематериальных активов.

В новом пункте 11.1 сказано:

При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки могут учитываться следующие особенности нематериальных активов, которыми владеют, пользуются или распоряжаются стороны сделок либо которые являются объектом их контроля: вид нематериального актива, исключительность нематериальных активов, наличие и срок правовой охраны, территория действия прав на использование нематериальных активов, срок службы, стадия жизненного цикла нематериальных активов (разработка, совершенствование, использование), права и функции сторон, связанные с увеличением стоимости нематериальных активов в результате их совершенствования, а также возможность получения дохода от использования нематериальных активов.

Методы определения цены, предусмотренные статьями 105.9 НК РФ, 105.10 НК РФ, 105.11 НК РФ, 105.12 НК РФ, 105.13 НК РФ, применяются только при условии, что иное не предусмотрено по результатам проведения Министерством финансов РФ взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В кодекс внесена новая статья 105.18-1 НК РФ «Корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения».

Порядок проведения взаимосогласительной процедуры

В Кодекс ввели новую главу 20.3 НК РФ «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения». В нее вошли:

  • Статья 142.7 НК РФ «Общие положения», которой определено, что взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора РФ по вопросам налогообложения.
  • Статья 142.8 НК РФ «Порядок проведения взаимосогласительной процедуры», которой определено, что взаимосогласительная процедура может быть инициирована по заявлению лица, указанного в статье 142.7 НК РФ, или по запросу компетентного органа иностранного государства (территории), являющегося стороной международного договора РФ по вопросам налогообложения.

Источник: https://ppt.ru/news/143920

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: